Блог

Форма поиска

ДИАЛОГ «НА ПАЛЬЦАХ», или как поговорить с собственным подсознанием (теория и практика самопомощи)

Большая часть наших проблем скрывается в подсознании и, как правило, не осознается. Вывести их на сознательный уровень и проработать можно с помощью отслеживания невербальной реакции – идеомоторного отклика (несознательных движений).

Из истории вопросаТермин «идеомоторный» образован двумя словами: греческим idea (идея, образ) и латинским motor (приводящий в движение), что означает переход воображения о движении мышц в реальное выполнение этого движения, иначе говоря, нервные импульсы, обеспечивающие движение, появляются, как только возникает мысль об этом движении.

Наше сознание хранит в себе представление о любом движении. Перед тем как осуществить какое-то действие, мы создаем его мысленный образ, в результате чего к конкретным мышцам нашего тела поступают сигналы, импульсы. Сама формула этого процесса, достаточно сложна, но если действие повторяется часто, наш мозг сокращает эту процедуру до двух шагов: «мысленный образ» - «сигналы к мышцам». Даже если мы не планируем осуществлять какое-то действие, а всего лишь думаем о нем, импульсы к мышцам все равно поступают. Но, в случае ослабления по какой-то причине контроля за мышечной активностью (например, транс) поступающие импульсы могут вызвать различные неосознанные движения.

Идеомоторные движения сопровождают нас повсеместно в обычной жизни: кивание головой, когда мы с чем-то согласны, замедление движения на скользкой дороге, удары по воображаемому мячу при просмотре футбола, ввод старого пароля в банкомате, когда мы только-только сменили его на новый и т.п.

Само явление идеомоторных движений открыто еще в XVIII веке английским врачом Дэвидом Гартли и разработано впоследствии английским психологом Вильямом Карпентером.

В ХХ веке появилась практика идеомоторного сигналинга (подачи сигналов) - способность устанавливать контакт с подсознанием через идеомоторный отклик. Связана она была с именем Милтона Эриксона, который и положил начало использованию спонтанных движений в практике гипноза (20-30-е годы ХХ века).

Позже в 1952 году практика сигналинга была отработана на совместном семинаре Эриксона и Ле Крона. Последний предложил использовать идеомоторные движения пальцами для общения с человеком, который находится в трансе. Эту методику еще называют «пальцевым сигналингом».

Постановка сигналов

Для того, чтобы  иметь возможность пользоваться сигналингом, предварительно его необходимо «поставить», то есть определить, какое движение какому ответу будет соответствовать. В данном случае, обычно применяется двоичная система ответов: «да»/«нет».

Сам Эриксон формулировал постановку сигналов для своих пациентов так: «Я собираюсь задать вопрос вашему бессознательному разуму, на который можно ответить простым «да» или «нет». Это вопрос, на который может ответить только ваш бессознательный разум. Ни ваш сознательный разум, ни мой сознательный разум, ни, если уж на то пошло, мой бессознательный разум не знает ответа. Только ваш бессознательный разум знает, какой именно ответ может быть сообщен, и он должен будет подумать в ответ либо «да» либо «нет». Это можно обозначить кивком или качанием головы, поднятием указательного пальца — скажем, правого указательного пальца, если ответ «да», левого указательного пальца, если «нет»…

Со своим бессознательным также можно общаться с помощью идеомоторных пальцевых движений. В инструкциях по самогипнозу обычно советуют назначить себе, какие пальцы будут соответствовать ответам «да» и «нет». Я рекомендую вам быть к себе более чуткими, и позволить своему телу самому решить эту задачу.

Примите удобную позу: сядьте, откиньтесь в кресле или лягте на любимый диван. Руки расположите наиболее естественным образом для выбранной позы: положите на колени, на подлокотники кресла, вытяните вдоль туловища или сложите на животе. Следите, чтобы пальцы не перекрещивались, и в руках не было напряжения.

Теперь войдите в легкий транс и задайте себе вопрос, ответ на который точно будет «да». Например: «Я люблю своего ласкового умного кота. У него мягкая и шелковая шерстка». Представьте, как вы гладите вашего любимца, чешете его за ушком, как пальцы перебирают теплую нежную шерсть…

При этом сосредоточьтесь на своих ладонях и пальцах. Отметьте ощущения в каждом из них. Чем отличаются? Какой палец больше реагирует? Вот вы и нашли свой палец «Да».

Теперь задайте себе вопрос, ответ на который для вас точно будет «нет». Аналогично прочувствуйте руки и найдите палец «Нет». Чтобы проверить и закрепить идеомоторные движения своих пальцев, несколько раз (лучше, на протяжении нескольких дней), задавайте себе вопросы, ответы на которые точно знаете и сверяйтесь с реакцией.

Когда движения ваших рук и пальцев в трансе станут явными и автономными от сознания, можно двигаться дальше.

 

Использование идеомоторного гипнотического транса

Использовать такой транс в самогипнозе можно для снятия усталости, общего оздоровления или для определения причин какой-либо личной проблемы, перед которой сознание оказалось бессильно.

Например, входите в транс и мысленно настраиваете себя: «Я вхожу в транс, чтобы отдохнуть и получить заряд энергии, необходимый для быстрого завершения работы (указываете конкретно какую). Когда мое бессознательное будет готово, палец «Да» поднимется».

Не надо сознательно двигать рукой и поднимать палец. Просто ждите. Когда палец начнет подниматься мелкими подрагивающими движениями, можно продолжить: «Палец поднимается, и мое подсознание активизирует все внутренние ресурсы моего организма. Постепенно, круг за кругом… уходит тяжесть… вливается энергия… открываются новые возможности… Когда ресурса будет достаточно для достижения цели (указываете конкретно), палец медленно-медленно начнет опускаться… Когда он совсем опустится, я вернусь в нормальное состояние полным сил и отдохнувшим».

Когда палец опустится полностью, сделайте глубокий вдох, откройте глаза и выйдите из транса.

Идеомоторные гипнотические трансы – очень мощный метод позволяющий работать на подсознательном уровне с любыми вашими проблемами и проблемами ваших пациентов. Причем даже с теми, которые они не хотят озвучить

 

 иллюстрация Виктор Чумаченко  https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1189025261138590&set=a.280770418...

Информация Eugen

Блог

Read blog →

ПОДРОСТКОВЫЙ ВРЗРАСТ

Опубликовано Мнения ученых разошлись

Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:
10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д
В Украине принято различать младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.

Надежное противотревожное расслабление мышц

Опубликовано Самопомощь

Миорелаксация по  Джейкобсону ( модификация Е. Тычковского)

В классической методике аутотренинга (авторство Shulce и различных модификаций метода), сущность усвоения упражнений заключается в освоении тех или других ощущений в результате самовнушения.

Первые два стандартных упражнения аутотренинга - миорелаксация.                         

Для формирования навыка быстрого вызывания мышечного расслабления через АУТОТРЕНИНГ, Вам понадобится 3-4 месяца

Доказова медицина - клінічний гіпноз

Опубликовано Гипноз

Клінічний гіпноз, є доказовим психотерапевтичним методом (Тематичний дискурс по Вікіпедії)

«У випадку, коли психотерапевт,  з метою лікування, викоримтовує недоказові методи, він зобов’язаний інформувати пацієнта, що це не лікування, а експеримент»                                                                                                                                                                                                                         (психотерапевтична етика)

 

Метафора - це набуття досвіду та зміна сенсу

Опубликовано Гипноз

Мудрість психотерапевта говорить, що змінити людину може досвід і сенс, який вона в нього вкладає. Люди - це земні істоти, що створюють зміст. Якщо ви розповідаєте людині про гусінь, яка сидить на капусті і мріє літати, людина буде шукати в цьому сенс - і знаходити його.