Новое научное исследование сообщает, что подростки,которые достаточно популярны в среде ровесников, но не слывущие явными лидерами, наиболее склонны к запугиванию и агрессивному поведению в школьной среде.
С трудами социологов Калифорнийского Университета – профессора Дианы Фелмли и доцента Роберта Фариса, можно ознакомиться в февральском издании Американского Социологического Обзора (American Sociological Review), где исследователи представили структуру и результаты проекта по изучению социальных сетей дружбы в 19 школах Северной Каролины. Фарис сообщил прессе, что полученные в процессе работы сведения служат подспорьем того, что проявление некоторых форм агрессии, наверняка содействует достижению личностных целей, направленных на приобретение и поддержку высокого социального статуса.
Учёные также обнаружили, что 2% самых популярных представителей школьного общества так же, как и 2% подростков из самых низов социальной иерархии оказались наименее агрессивными. «Неоспорим факт того, что эти 2 группы проявляют малую агрессивность, однако поведение каждой может объясняться с различных позиций», отметил Фарис. Аутсайдеры не обладают социальным влиянием и, соответственно, причинами для агрессии, в отличие от лидеров, наделённых властью в высшей степени и, тем не менее, не нуждающихся в её применении.
Подавляющее большинство литературы акцентирует внимание на таких провоцирующих агрессивное поведение факторах, как личностная невостребованность обществом, различные психологические проблемы или же неблагоприятная домашняя обстановка. Исследователи попытались всесторонне изучить явление агрессии и выявить факторы-провокаторы в свете социального взаимодействия. Теория основывалась на предположении, что по мере возрастания популярности подростка, первоначально измеряемой степенью близости к центральной компоненте социальной сети (эквивалент позиции лидера в среде подростков), увеличивается мощность агрессивных тенденций, которые используются для завоевания более высокого статуса или удерживания существующего.
Фарис и Фелмли определяют агрессию, как умышленное поведение, преследующее цель нанести моральный ущерб или причинить боль другому человеку.
Это могут быть физические (пинки, удары, толчки), вербальные (угрозы, словесные унижения) или же косвенные действия (распространение сплетен, остракизм - презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества). Для моделирования социальной сети использовалась база данных обзора «Контекст употребления молодёжью различных субстанций», отображающая закономерности школьной жизни более 3,700 подростков из 19 школ трёх разных округов штата Северная Каролина. Сбор данных охватывал период за 2004-2005 учебные года, а молодые люди на тот момент числились в 8-ом, 9-ом и 10-ом классах.
База данных была уникальной в том смысле, что позволила выделить агрессию, направленную по отношению к представителям одинакового социального пола, так и межгендерную. Учёные вычислили уровень агрессии, опираясь на количество подростков, которых каждый учащийся подвергал преследованию в течение предшествующих трёх месяцев.
Полученные результаты продемонстрировали, что:
- Агрессия существенна в отношении социального статуса, как для мужского пола, так и для женского до тех пор, пока они не достигнут вершины общественной иерархии;
- Со временем подростки-аутсайдеры и явные лидеры становятся наименее агрессивными членами социума;
- Максимально агрессивное поведение присуще молодым людям, наиболее приблизившимся к 2% лидеров. При этом негативные проявления у представителей этой группы отмечаются в среднем на 28 % интенсивнее, чем у аутсайдеров и на 40 % выше, в сравнении с явными лидерами.
- Степень агрессивности не в такой мере зависит от гендерных различий, как от «взаимоотношений с другим социальным полом и моделей гендерной сегрегации в школе»;
- Агрессивность ослабевает по мере развития взаимодействия между мужским и женским полом; В свою очередь все эти факторы оказывают влияние на статус: в тех школах, где наблюдалось низкое взаимодействие полов, дружественные связи между юношами и девушками способствовали достижению продвижению по иерархической лестнице.
Фарис сообщил, что: «Агрессия в большинстве случаев требует некоторой социальной поддержки, силы или влияния… в основном из-за того, что ученики наблюдают друг друга в условиях открытой школьной среды, где любое агрессивное поведение может повлечь за собой акт возмездия».
Он и Фелмли предполагают, что представители общественной верхушки более влиятельны, что позволяет им упреждать акты возмездия. Не смотря на это, подростки – обладатели наибольшей власти и агрессивного потенциала, в целом не проявляют поведения такого рода.
Фарис соотносит это с тем, что нахождение на вершине и проявление при этом агрессии может сигнализировать о ненадёжности и слабости, а вовсе не укреплять социальную позицию. Следовательно, вполне возможно, что на этом уровне личность извлекает намного больше пользы, будучи доброй и хорошей по отношению к окружению.
Тем не менее, он допускает и другое объяснение : дети-лидеры «в какой-то мере особенны» и «несклонны ставить агрессивность на первое место». Хотя все участники происходили из небольших городов и сельских районов Северной Каролины, Фарис заметил, что ожидает увидеть похожую картину и в урбанизированных мегаполисах.
Кроме того, он не советует акцентироваться на агрессивных детях и их жертвах, что было бы упущением.
«Я бы начал работу с тех детей, которые не вовлечены в агрессивные ситуации. А именно, поощрил бы их быть менее пассивными касательно такого рода антагонистических отношений», сказал Фарис. «Именно благодаря этим пассивным детям, агрессивные подростки обретают власть», подчеркнул он.