Блог

Форма поиска

Гипноз и его использование в психотерапии

 Гипноз. Использование феноменов гипноза в психотерапевтической практике (из личного опыта)                               Евгений Тычковский 15 июня 2015г.     

 

 До сих пор, гипноз считается особенно важным инструментом в психотерапии. Это потому, что с его помощью можно усиливать терапевтический эффект, как в психоанализе и познавательно-поведенческой терапии, так и в современных методах и подходах – EMDR (ДПДГ), интерперсональная терапия, майндфулнес, схематерапия и др. 

     Гипноз, как и саму гипнотерапию, можно использовать как перед, так и после проведения различных  психотерапевтических процедур, зависимо от методов, потребностей и способностей пациента.

     Основанием успеха гипнотерапии является добротная психотерапия, которая следует за потребностью пациента, и сопровождением его на пути выздоровления.  Позитивным отличием  гипноза является то, что он не связан какой либо теоретической ориентацией, и его можно использовать  со всеми теоретическими оттенками. При этом психотерапевту необходимо учитывать: а) возможности пациента освободиться от страданий; б) создать условия для реального и критического осознавания его настоящего состояния; в) узнать  происхождение его проблемы; г) помочь отыскать жизненные цели и двигаться в направлении их достижения.

  Хочу отметить некоторые моменты, которые я наблюдаю в процессе и вследствие гипноза,  что имеют потенциал выраженного терапевтического воздействия:

  1. доверие пациента к терапевту является основой гипнотерапии
  2. чувство безопасности, которое демонстрирует терапевт - укрепляет доверие
  3. «психоэдукация» (популярное разъяснение процессов происходящих в психике пациента и хода терапии) – цементируют доверие и чувство безопасности
  4. после успешного первого сеанса гипнотерапии, пациент готов делиться с терапевтом самым откровенным, в т.ч своими фантазиями, мечтами, пережитым травматическим опытом…
  5. гипнотический транс, даже без суггестивной нагрузки (сам по себе),  имеет терапевтический эффект, поскольку он балансирует деятельность доминантного и не доминантного полушарий головного мозга
  6. наблюдается опасность быстрой трансференции (перенос  чувств на терапневта) и, что особенно нежелательно для терапии, проявление чувств к терапевту. Этот феномен терапевту необходимо использовать наиболее эффективно для терапии и пациента
  7. особенностью  нахождения в состоянии гипноза является  концентрация внимания. При помощи гипнотического изменения фокуса внимания, в гипнотерапии можно лавировать между проблемами пациента, делать выбор «мишени» (как проблемы пациента) терапии, подбирать глубину трансового состояния для успешного хода сочетания  гипноза с  другими методами психотерапии. Усиленная концентрация (фокусировка на проблеме) внимания часто бывает успешной при выявлении этиологии недомагания у пациента: в состоянии фокусировки на проблеме пациент не отвлекается на вторичных симптомах и проблемах, что не позволяет отвлечься в сторону от основной работы в  достижении цели терапии.
  8. Пациенты обладают «гениальной способностью бегства» от эмоционально болезненных для них переживаний и воспоминаний. А умение гипнотерапевта контролировать внимание пациента, является ценнейшим психотерапевтическим инструментом  в диагностике и работе с психотравмой
  9. Гипнозу свойственна релаксация, которая успокаивает пациента, а представление безопасного места в состоянии транса, усиливает релаксацию и при этом  сохраняет спокойствие
  10. Гипноз изменяет процесс чувствствительности на столько, что психотерапевт может изменить неадаптивное глубинное  убеждение пациента на адаптивное, что может явиться переломным моментом в процессе психотерапии
  11. Искажение времени в гипнозе можно успешно использовать  в терапевтическом процессе. А техники «возрастной регрессии» дают возможность не только диагностировать психотравматический опыт, но и оказывать действенную травмаспецифическую помощь

 

 

 

Информация Eugen

Блог

Read blog →

ПОДРОСТКОВЫЙ ВРЗРАСТ

Опубликовано Мнения ученых разошлись

Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:
10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д
В Украине принято различать младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.

Надежное противотревожное расслабление мышц

Опубликовано Самопомощь

Миорелаксация по  Джейкобсону ( модификация Е. Тычковского)

В классической методике аутотренинга (авторство Shulce и различных модификаций метода), сущность усвоения упражнений заключается в освоении тех или других ощущений в результате самовнушения.

Первые два стандартных упражнения аутотренинга - миорелаксация.                         

Для формирования навыка быстрого вызывания мышечного расслабления через АУТОТРЕНИНГ, Вам понадобится 3-4 месяца

Доказова медицина - клінічний гіпноз

Опубликовано Гипноз

Клінічний гіпноз, є доказовим психотерапевтичним методом (Тематичний дискурс по Вікіпедії)

«У випадку, коли психотерапевт,  з метою лікування, викоримтовує недоказові методи, він зобов’язаний інформувати пацієнта, що це не лікування, а експеримент»                                                                                                                                                                                                                         (психотерапевтична етика)

 

Метафора - це набуття досвіду та зміна сенсу

Опубликовано Гипноз

Мудрість психотерапевта говорить, що змінити людину може досвід і сенс, який вона в нього вкладає. Люди - це земні істоти, що створюють зміст. Якщо ви розповідаєте людині про гусінь, яка сидить на капусті і мріє літати, людина буде шукати в цьому сенс - і знаходити його.