Готовность ребенка к обучению в школе - это итог психологического развития малыша в период дошкольного детства.
К нам часто обращаются с подобными вопросами:
«Моей младшей дочке Зое, в июне следующего года будет 6 лет. А в сентябре –в первый класс. Она уже бегло читает, знает размещение многих стран, ориентируется в событиях в нашей стране, за границей. Но у меня большое беспокойство по поводу ее общения со сверстниками, вернее отсутствия такового. Целыми днями она общается только с няней. Старший ее брат, студент. Он обучается в другом городе. Я замечаю, что в общении она отдает преимущество взрослым. С детьми не ладит, она их не принимает, а они ее.
У меня большие опасения, что будет, если она не «впишется» в общение со сверстниками. То, что с того, что ребенок смышленый? Меня очень беспокоит, как ей придется в школе?»
Людмила Петровна.
Здравствуйте!
Говорят, что к 6 годаам ребёнок уже психологически должен быть готов к
школе. По моему, это немного не так. Я о своей дочери, на пример.Мы с
рождения сидим дома, у меня есть такая возможность. В сад, как
таковой, не ходили, но постоянно посещали детские "развивалки" при
разных детских заведениях. Дочурке всегда нравилось. Этой весной я
решила отдать её в группу, по типу подготовительной к школе. И
ужаснулаь... Нам намекнули, что мы абсолютно не умеет сотрудничать с
детьми, замыкаемся, когда нас о чём-то спрашивают, задания мы
выполняем, но без малейшего интереса, а скорее со страхом... На
просьбы учителя реагируем слабо. Что делать? Я понимаю, что со мной
она не такая,она много знает,может хорошо и быстро выполнять любые
задания, но что же будет в 1 классе...
Виктория
Добрый день!
Пишу скорее, чтобы поделиться своим нелёгким опытом. Моему внуку уже 8
лет, он в 3 классе, не буду говорить в какой школе, потому что на
сегодняшний день нет уверенности, что он закончит там учебный год. К
сожалению, это уже 3я школа за 3 неполных года. Начиналось всё с
нежелания туда ходить, без определённых причин. Потом вроде
учительница не такая, строгая и злая. Но ведь остальные дети идут в
школу, не смотря на такого учителя.А наш не хочет. Отношения с
одноклассниками не сложились в предыдущих школах. Я категорически не
согласна с тем, что надо менять школы. По-моему, надо искать другой
выход.
С ув.,Светлана Ивановна
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Все, у кого есть дети-дошкольники, знают, что общая готовность к школе – одна из самых актуальных тем.
И на это есть весомые причины. Потому, что будущее ребенка, в большой мере зависит от того, как у него сложится школьная жизнь.
Перед поступлением в школу, дети обязательно проходят собеседование, специальное тестирование.
Группа школьных педагогов проверяет общий объем знаний, навыки ребенка. Важным, в этой оценке, есть умение считать и читать, запоминать. Не второстепенно, иметь интеллект, позволяющий освоить программный материал.
Дети могут быть подготовлены к школе, но показывать низкую успеваемость, чувствуя себя усталыми, раздражительными. Многие ученики младшей школы часто болеют простудными заболеваниями, страдают от расстройства пищеварения.
Проявление этих симптомов(т.н.психосоматика),в большинстве случаев,следствие психологической незрелости ребёнка-младшего школьника. Здесь мы говорим о другой готовности к школьному обучению - о психологической.
Главная задача психолога, в оказании помощи дошкольникам - выявить психологическую готовность к школьному обучению,содействовать развитию психологической зрелости у детей.
Ошибочно, многие родители считают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности. В связи с этим, они не жалея сил, водят своего ребёнка на занятия по тренировке памяти, развитию мышления...
Однако готовность к школьному обучению, имеет ряд и других, очень важных, параметров.
Учитывая собственный опыт, опыт наших коллег, мы пришли к мнению, что психологическую готовность к школьному обучению определяют личностная, волевая, социально-психологическая, речевая, интеллектуальная, физическая готовность.
- Личностная готовность.
Это готовность ребенка принимать новую социальную роль, роль школьника, имеющего иной круг прав и обязанностей.
Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, одноклассникам, самому себе. - Волевая (мотивационная) готовность.
Успешному школьнику, важно уметь произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью.
Ребенок должен быть мотивирован на обучение.
Волевая готовность также предполагает определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка.
К началу школьного обучения, у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
Волевую готовность считают сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий.
Волевая готовность формирует желание. Самым важным компонентом школьной готовности считается желание, т.е. наличие мотивации к учебной деятельности. - Социально-психологическая (коммуникационная) готовность к школьному обучению.
Этот компонент готовности, включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления
взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы,
развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. - Под речевой готовностью понимается не только как правильность звукового произношения слов, словарного запаса...
Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. - Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний и навыков, умение их практического применения.
- Физическая готовность является важной вспомогательной частью психологической готовности к школе. Она определяет общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Мы определяем психологическую готовность к школьному обучению.
К 6-7 годам, ребенок уже представляет собой личность.
Он хорошо осознает свой пол и возраст, умеет себя занять, проявляет усидчивость в одном деле до 30 -45 минут. Он уже умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: дошкольник уже способен контролировать свои чувства и эмоции, умеет считаться с обстоятельствами.
«Я должен», вытесняют инфантильное «Я хочу».
К концу дошкольного возраста дети проявляют потребность обучения в школе.
Мы определяем личностную готовность к школьному обучению. Мы формируем внутреннюю позицию школьника.
Чтобы ребёнок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни. Ответственность к «серьёзным» занятиям, «ответственным» поручениям, подтверждают личностную готовность к школе. Такое желание формируют и приветствуют близкие взрослые, как важный и ответственный труд. Стремление ребёнка занять новое социальное положение, ведет к формированию его воли, самоутверждению.
Для ребёнка, поступающего в школу, важно отношение к учебному процессу, к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста, взрослый становится для малыша безусловным авторитетом, образцом наследования...
Обучение в школе, предполагает не только особое отношение ребёнка с учителем, но и специфические контакты с другими детьми. Новый формат общения формируется в самом начале школьного обучения.
Личностная готовность к школе – это и адекватное отношение к себе, о судят исходя из поведения школьника на уроках , во время беседы с психологом. Мы пользуемся специально разработанными планами беседы, выявляющей позицию школьника, применяем особые диагностические приемы, которые выявляют детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью.
Основная цель психологического обследования дошкольника - выявление его индивидуальных особенностей и уровня школьной зрелости.
Как уже отмечалось, мы определяем три аспекта школьной зрелости: интеллектуальную, эмоциональную и социальную.
В понятие дошкольной интеллектуальной зрелости, мы вкладываем: умение выделять главное от второстепенного, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образы..
Эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
В случае выявления отклонений, частичной или абсолютной школьной незрелости, проводятся групповые и индивидуальные развивающие занятия, а при необходимости (с согласия родителей) консультацию детского врача – психиатра.
Задача нашего психологического центра, не только определить уровень готовности ребенка к школьному обучению, а выявив недостаточную готовность, помочь дошкольнику ее повысить. Помочь войти в новый жизненный период без опасений, с радостью!