Блог

Форма поиска

Психотерапия диссоциативных расстройств (продолжение)

диссоциативная фуга
Фуга характеризуется неожиданно совершаемой человеком поездки, или даже путешествия,  в состоянии соответствующем диссоциативной амнезии. Пациент во время эпизода фуги не осознает свои расстройства памяти и внешне не выглядит дезориентированным. Продолжается фуга обычно несколько часов или дней. При диссоциативной фуге, пациент может называть себя другим именем, заниматься иной от обычной ему деятельностью. Для постановки диагноза учитывают следующие критерии: 1) осуществлена ​​неожиданная поездка с удалением от привычной социальной обстановки, внешне нормально организована, с сохраненными в целом навыками самообслуживания в течение всего времени эпизода; 2) частичная или полная амнезия эпизода, соответствует признаку диссоциативной амнезии.
Основной метод психотерапии диссоциативных расстройств - когнитивная психотерапия. Вытесненные переживания должны быть осознаны. Осознание вытесненных переживаний завершается их обработкой с целью более глубокого понимания пациентом их связи с актуальными эмоциональными конфликтами.
Лечение аналогичное терапии диссоциативной амнезии
диссоциативной ступор
Является расстройством психогенного происхождения (часто как острая реакция на стресс). Для постановки диакноза используют диагностические критерии: 1) значительное снижение или отсутствие произвольных движений и речи, а также нормальной реакции на свет, звук и осязание; 2) сохранение нормального мышечного тонуса, дыхания, способности самостоятельно поддержать вертикальное положение тела (стоять) и часто ограниченной амплитуды движения.
При диссоциативном ступоре эффективными будут директивный гипноз, эриксонианский терапия и эриксонианский гипноз. В случае психотерапевтической некурабельности, уместное использование психофармакотерапии.
трансы и состояния одержимсти
Состояния известны с древности, дошедшие до нашего времени в виде эзотерических практик. С помощью искуственно вызванного транса достигается состояние измененного сознания с чувством мистического восприятия единения с Небесными силами. Индивидуумы, подвержены состоянию транса, отличаются высокой способностью сосредоточения внимания, склонностью к фантазированию с высоким творческим потенциалом, но нередким игнорированием реальности.
Диагностические критерии следующие:

 1) А или Б:

А) наличие транса, как переходного  состояния измененного сознания  в сочетании с двумя из следующих признаков: а) потеря чувства собственной идентичности, б) сужение сознания в отношении восприятия непосредственного окружения или необычное сужение внимания, и в связи с этим, выборочной фокусировки на внешних раздражителях ( "тунельное видение"), поведенческие ограничения повторяющегося репертуара движений и речи;

 Б) состояние одержимости, когда есть уверенность в нахождении под властью духа, потусторонних  сил, божества или другого лица;

 2) проявления признака 1 (А или Б), являются непроизвольным и нежелательным для субъекта, а также не включены в религиозный или другой культурно приемлемый обычай

3) отсутствует связь с галлюцинаторно - бредовыми расстройствами шизофренического или аффективного круга.
При состояниях одержимости и диссоциативных трансах показана аналитически ориентированная психотерапия (подробнее отражение в разделе «Расстройство множественной личности (РМЛ)»

  расстройство множественной личности (РМЛ)
Расстройства множественной личности возникают после психотравмы. Факторами риска РМЛ являются: а) биологическая способность к диссоциации, обусловленая ​​повышенной судорожной готовностью, неврологическими и нейрохимическими отклонениями развития. РМЛ формируется под влиянием психосоциального стресса. Критическими событиями в возникновении РМЛ чаще всего выступают тяжелые психотравмы (особенно инцест, физическое или психологические насилие в детском возрасте).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
Для диагностики расстройства множественной личности отмечаются следующие признаки: 1) наличие внутри индивиду двух и более разных личностей, из которых на каждый данный момент, как правило, может быть обнаружена только одна; 2) каждая личность имеет собственную память и характерное поведение, осуществляя при своем появлении полный контроль над поведением индивида 3) амнезия  на важную личную информацию выходит за пределы простого забывания; 4) состояние не обусловлено органическим нарушением ЦНС (например, опухоль, эпилепсия) или действием психоактивных веществ (например,  наркотическая, алкогольная интоксикация или синдром отмены).
Последствиями чрезвычайных ситуаций могут быть разнообразные диссоциативные психические расстройства, требующие для своего лечения длительной психотерапии.
Психоаналитическая практика свидетельствует, что при РМЛ пациент в большинстве случаев является одним лицом со своим субъективным опытом реального проживания различных "Я"( был жертвой и насильником, ребенком, взрослым, поваром, лектором...). Некоторые люди, страдающие этим расстройством высокопроизводительные и социализированы, однако большинство имеют нарушения социальной адаптации. С одной стороны это насильники и убийцы, с другой последователи деструктивных групп и сект (например, сатанисты, аддепты московской православной церкви). Ключевыми нарушениями в эмоционально-волевой сфере, которые провоцируют диссоциацию в травматической ситуации, есть ужас и агрессия.  И чем больше многочисленных и конфликтующих эмоциональных переживаний активируется, тем труднее ассимилировать их без диссоциации.
Частым триггером диссоциации у взрослых являются обстоятельства, которые "оживляют" детские психотравмы. Расстройство множественной личности встречается чаще, чем диагностируется.
Индивиды с РМЛ имеют диссоциативное множественное "Я", каждое из которых представляет некоторые функции. В типичных случаях к ним относятся: личность-хозяин (тревожная, дистимичная  и подавленная​​), инфантильная личность (внутренние преследователи, жертвы, защитники и помощники), а также части собственного "Я", предназначенные для осуществления специальных целей.
Терапия РМЛ (психодинамический подход)
Сложность психотерапевтической работы с пациентом, страдающим РМЛ, заключается в множественности переноса. Мир диссоциативного субъекта настолько пронизан неисследованными переносами, что только активные противоречия между ними, в конце концов, позволяют их анализировать. Существуют следующие психотерапевтические принципы лечения пациентов с РМЛ:
1 РМЛ - состояние, создается нарушением границ. Следовательно, успешная терапия должна иметь надежные рамки и жесткие, последовательные границы
2 РМЛ - состояние нарушенного субъективного контроля, при котором пассивно переносятся насилие и измены. Итак, фокус терапии должен быть направлен на овладение ситуации при активном участии пациента.
3 РМЛ - состояние слабой воли (безволия). Пациент, страдающий от него, оказывается травмированным и считает свои симптомы лежащими вне его контроля. Итак, терапия в этом случае должна основываться на сильном терапевтическом альянсе, и в течение всего процесса следует прикладывать усилия для его установки.
4 РМЛ - состояние глубоко скрытой травмы и изолированного аффекта. Итак, скрытое должно быть раскрыто, и глубоко похоронены чувства должны быть отреагированы.
5 РМЛ - состояние, при котором ощущается отделенность и конфликт между частями собственного "Я". Итак, в терапии следует подчеркивать их сотрудничество, объединение, эмпатию и идентификацию.
6 РМЛ - состояние гипнотической, иной реальности. Итак, коммуникации психотерапевта должны быть ясными и прямыми.
7 РМЛ - состояние, связанное с изменчивостью приоритетных других «Я». Отсюда, психотерапевту следует быть лояльным по отношению всех частей собственного "Я", избегать выбора "фаворитов" или драматического изменения своего поведения с равными частями личности. Постоянство терапевта со всеми частями - наиболее мощная атака на диссоциативные защиты пациента.
8 РМЛ - состояние разрушенной безопасности, самоуважения и ориентации на будущее. Итак, психотерапевту надо делать попытки восстановить моральное состояние и вселить реалистичные надежды.
9 РМЛ - состояние, что возникает в связи з  угнетающими, вовлекающими  переживаниями. Итак, важный темп терапии. Большинство неудач происходит, когда продвижение в терапии опережает способность пациента воспринимать материал.
10 РМЛ - состояние, возникающее в результате безответственности других. Итак, терапевт должен быть очень ответственным, и, когда пациент всеми своими частями собственного "Я" поймет, что означает разумная ответственность, это поможет ему подойти к высокому уровню ответственности.
11РМЛ - состояние, часто развивается в результате того, что люди, которые могли бы защитить ребенка, ничего не делают. Терапевт может предчувствовать, что техническая нейтральность будет воспринята как безразличие и отвержение и, лучше обеспечить теплую обстановку, которая позволит свободное выражение аффектов.
12 РМЛ - состояние, в котором у пациента развилось много когнитивных заблуждений. В психотерапии на имеющемся уже базисе (когнитивная терапия) к ним надо прорываться и исправлять их.

иллюстрация " расстройство множественной личности(РМЛ)"     Виктор Чумаченко  https://www.facebook.com/viktor.chumachenko?fref=photo

Информация Eugen

Блог

Read blog →

ПОДРОСТКОВЫЙ ВРЗРАСТ

Опубликовано Мнения ученых разошлись

Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:
10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д
В Украине принято различать младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.

Надежное противотревожное расслабление мышц

Опубликовано Самопомощь

Миорелаксация по  Джейкобсону ( модификация Е. Тычковского)

В классической методике аутотренинга (авторство Shulce и различных модификаций метода), сущность усвоения упражнений заключается в освоении тех или других ощущений в результате самовнушения.

Первые два стандартных упражнения аутотренинга - миорелаксация.                         

Для формирования навыка быстрого вызывания мышечного расслабления через АУТОТРЕНИНГ, Вам понадобится 3-4 месяца

Доказова медицина - клінічний гіпноз

Опубликовано Гипноз

Клінічний гіпноз, є доказовим психотерапевтичним методом (Тематичний дискурс по Вікіпедії)

«У випадку, коли психотерапевт,  з метою лікування, викоримтовує недоказові методи, він зобов’язаний інформувати пацієнта, що це не лікування, а експеримент»                                                                                                                                                                                                                         (психотерапевтична етика)

 

Метафора - це набуття досвіду та зміна сенсу

Опубликовано Гипноз

Мудрість психотерапевта говорить, що змінити людину може досвід і сенс, який вона в нього вкладає. Люди - це земні істоти, що створюють зміст. Якщо ви розповідаєте людині про гусінь, яка сидить на капусті і мріє літати, людина буде шукати в цьому сенс - і знаходити його.