Блог

Форма поиска

Особенности когннитивной терапии в остром периоде тяжелой реакции на стресс

КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ

Кризис, в клиническом контексте, определяется как “острое эмоциональное расстройство, возника­ющее из ситуационного, переходного или социо-культурного источника, ведущее к временной не­способности разрешить проблему в рамках при­вычного проблеморазрешающего механизма”.

Кризисная интервенция — это краткосрочная помощь, сфокусированная на немедленной поддер­жке человека с привлечением имеющихся ресур­сов и поиском новых. Задача “кризисной интер-

 а это, в первую очередь, смягчение воз­действия стрессового события путем оказания не­посредственной эмоциональной помощи и моби­лизации усилий пациентов на преодоление кризиса в процессе незамедлительного терапевтического воздействия.

 

Кризисная интервенция исключена в острый пе­риод “нормальной” реакции горя.

Немедленной интервенцией любого специалис­та в области психического здоровья на кризисную ситуацию обратившегося к нему человека будут любые действия. которые кажутся подходящими для обеспечения физического и психического бла­гополучия пациента до тех пор, пока его или её состояние не стабилизируется. Только после того могут рассматриваться иные формы помо­щи. Целью когнитивного подхода является рас­познание мыслей, которые спровоцировали крити­ческое состояние.

 

ОСНОВНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ

1. Быстрый сдвиг восприятия

  • Необходимо четко идентифицировать центральное представление (ГЛУБИННОЕ УБЕЖДЕНИЕ), вызывающее кризис и убедиться, что пациент его хорошо понимает.
  • Укажите на то представление, которое, в случае, если пациент его примет, устранит кризисное  состояние.
  • Не снижайте всевозможными успокаивающи­ми процедурами уровень напряжения пациента до нулевого. Некоторое его снижение может быть не­обходимо, однако отдельные негативные эмоции мо­гут мотивировать пациента на реализацию сдвига.
  • Определите ключевое связующее представле­ние, которое может помочь переключить пациента от старого восприятия к новому. Таким мостиком должен быть образ, ценность или убеждение, проч­но вживленный в опыт пациента. У них должна быть сильная позитивная валентность. Мостики должны строиться из опыта пациента, поскольку время не позволяет создавать абсолютно новые.
  • Противодействуйте любого рода уходам в сторону, которые может предпринять пациент, дабы избежать перцептивных изменений. Обратите особое внимание на отрицания, оправдания, отговорки, увертки и саботажи, настаивайте на изменениях
  1. Марафонный сеанс

В случае серьезного кризиса рекомендуется по­тратить три-четыре часа для обучения пациента ос­новным когнитивным методам. Избегайте боль­ших перерывов межде встречами. Устройте для пациента наводне­ние опровергающими техниками, повторяйте их, Г пока он не поймет, как их использовать. Терапевт I должен оспорить ключевые деструктивные убеждения, вызывающие кризис, концентрируясь на представлениях “здесь и сейчас”. Иногда с одним 1 клиентом могут работать несколько терапевтов, тем I самым увеличивая убедительность контраргумен­тов. Как и в других техниках кризисного вмеша­тельства, терапевт должен представляться уверен­ным и надежным, чтобы внушить пациенту ощуще­ние поддержки. Терапевт берет на себя контроль над сеансом и активно направляет реакции паци­ента.

  1. Краткое когнитивное реструктурирование

Необходимо подготовить серию «опросов, на ко­торые должен ответить пациент. Поддерживайте внимание пациента на содержании опроса. Актив­но и целенаправленно помогайте своему пациенту сформировать аффективные ответы. Например:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • В какую ситуацию вы попали, которая провоцирует ваши эмоции?
  • Какие еще мысля связаны с этим убеждением? Давайте посмотрим на каждую мысль снова и ре­шим, верна она или нет. Будьте строги и реалис­тично объективны. Если мысль верна, какие кон­структивные шаги вы могли бы предпринять пря­мо сейчас, чтобы изменить, избежать или справиться с ситуацией?
  • Если мысль неверна, в чем ключевое заблуж­дение? Какие у вас есть доказательства “против”? Какие у вас есть самые сильные аргументы для оспаривания мысли?
  • Какие практические методы вы могли бы ис­пользовать прямо сейчас, чтобы помочь себе убе­диться в ложности мысли?
  1. Другие когнитивно — ориентированные кри­зисные техники.

Как и в других методах кризисного вмешатель­ства, когнитивный терапевт должен немедленно вмешаться в активной и директивной манере.

Альтернативные установки и антикатастрофическое мышление. Покажите клиенту менее разрушитель­ные альтернативы его страхам.

Преодолевающие утверждения. Дайте своему паци­енту, находящемуся в кризисе, серию утверждений, которые они могут использовать, чтобы справиться с текущим кризисом. Например: “Печально, но не смертельно”, “Не пытайся решить все проблемы сра­зу, работай над этой”, “Побалуй себя прямо сейчас”, “Это не вопрос болезни или чувства вины, это вопрос поиска решения”, “Я справлюсь с этим, как справ­лялся с другими кризисами в своей жизни”.

Изменение ярлыков. Замените такие негатив­ные ярлыки, как “плохой”, “больной”, “нервный срыв", "помешательство”, на нейтральные — “ошибочный”, “расстроенный”, ”запутавшийся ”.

Рациональные убеждения. Направляйте свое вмешательство так, чтобы, скорее, помочь пациенту сформировать рациональную оценку кризису, а не исправлять иррациональную.

Объективизация. Помогите пациенту отделить эмоции, связанные с кризисом, от объективной его оценки.

Здесь и сейчас. Сосредоточьтесь на текущем восприятии, а не его исторических корнях.

Мысленная ассертивность. Большинство пациентов в кризисе ведут себя пассивно. Научите их, как можно ассертивно решить свои проблемы, работая с образами ассертивного преодоления.

Парадоксальные методы. В кризисных ситуаци­ях избегайте использования парадоксальных или сложных техник. пациент уже и так запутан, и по­добные техники могут еще больше сбить его с тол­ку. Пациентам необходимы процедуры ясные, простые и легкие для запоминания.

Таким образом, подход к лечению реакции на тяжелый стресс с использованием анализа базовых убеждений пациента о мире и о себе, и учета экзис­тенциального характера конфликта, вызванного травмой, позволяет расширить понимание происходящего и достигнуть большего терапевтического эффекта.

Ожидаемые результаты кризисной интервенции

  • редукция эмоциональной лабильности;
  • восстановление самооценки;

возможность адаптации без применения психофармакологических препаратов.

Выводы

  • Использование приемов когнитивной терапии доступно широкому кругу специалистов в области медицины, психологии. При очевидной простоте и ясности разнообразных методик когнитивной те­рапии необходим анализ типа реагирования, престрессовых и постстрессовых установок личности, оценка сформировавшихся представлений о мире и о себе посредством смещения по осям базисных экзистенциальных конструктов.
  • Когнитивное вмешательство в установки постстрессовой личности (вне зависимости от периода реакции) позволяет предупредить развитие резиду­альных состояний с длительной дезадаптацией.
Информация Eugen

Блог

Read blog →

ПОДРОСТКОВЫЙ ВРЗРАСТ

Опубликовано Мнения ученых разошлись

Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:
10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д
В Украине принято различать младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.

Надежное противотревожное расслабление мышц

Опубликовано Самопомощь

Миорелаксация по  Джейкобсону ( модификация Е. Тычковского)

В классической методике аутотренинга (авторство Shulce и различных модификаций метода), сущность усвоения упражнений заключается в освоении тех или других ощущений в результате самовнушения.

Первые два стандартных упражнения аутотренинга - миорелаксация.                         

Для формирования навыка быстрого вызывания мышечного расслабления через АУТОТРЕНИНГ, Вам понадобится 3-4 месяца

Доказова медицина - клінічний гіпноз

Опубликовано Гипноз

Клінічний гіпноз, є доказовим психотерапевтичним методом (Тематичний дискурс по Вікіпедії)

«У випадку, коли психотерапевт,  з метою лікування, викоримтовує недоказові методи, він зобов’язаний інформувати пацієнта, що це не лікування, а експеримент»                                                                                                                                                                                                                         (психотерапевтична етика)

 

Метафора - це набуття досвіду та зміна сенсу

Опубликовано Гипноз

Мудрість психотерапевта говорить, що змінити людину може досвід і сенс, який вона в нього вкладає. Люди - це земні істоти, що створюють зміст. Якщо ви розповідаєте людині про гусінь, яка сидить на капусті і мріє літати, людина буде шукати в цьому сенс - і знаходити його.